Основные понятия Парфюмерии.
Ноты. Аккорды. Примеры базовых аккордов. Одоратика.
АНФЛЕРАЖ. МАЦЕРАЦИЯ.
Это самый древний метод получения ароматических веществ из растений.
Горячий анфлераж называют «мацерацией» (от латинского «macerare» — «размягчать»).
Высушенное сырье погружается в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым животным жиром. Под воздействием тепла ароматические молекулы переходят в масло. Сырье несколько дней на свету, периодически емкость встряхивают. Процедура повторяется 20-25 раз с этим же маслом и постоянной сменой растительного сырья.
Затем масло фильтруется через несколько слоев ткани и переливается в сосуд из темного стекла. В итоге получали помадку. Для обогащения запаха добавляли смолы, пряности, душистые эссенции. Полученный продукт может быть использован в качестве массажного масла.
ДИСТИЛЛЯЦИЯ.
В 12 веке появились способы дистилляции ароматов, что способствовало дальнейшему развитию парфюмерии — густые жирные составы стали промывать в спирте, который также имел свойство поглощать запах. Смесь жира и спирта тщательно взбивали и долго отстаивали, пока вещества не разделялись на слои. Эту операцию повторяли несколько раз, а потом спирт фильтровали для окончательного удаления следов жира.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
С 1889 года на парфюмерных фабриках Парижа начинают изготавливать синтетические душистые вещества, имитирующие натуральные запахи. Переход парфюмерии в стадию промышленного производства, обязан органической химии. Она позволила выделять те соединения, запах которых представлял интерес, и воссоздавать их синтезом. Парфюмеры могли дать волю своему воображению и создавать различные сочетания запахов.
КОНЦЕНТРАЦИЯ.
Духи — это самый концентрированный и стойкий раствор. Они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 96% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.
Парфюмированная вода — это дневные духи, следующий по концентрации вид парфюмерной продукции. В них содержится 5-25% концентрата растворенного в 96% спирте.
Туалетная вода содержит 6-15% концентрата и 85% спирт.
Одеколон — 6% парфюмерной композиции в 70-80% спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.
НОТЫ.
Духи состоят из трех нот — верхние (головные), средние (сердечные) и нижние (базовые) ноты. Это ароматические вещества, создающие формулу аромата.
Верхние ноты, как правило, имеют цитрусовое или зеленое направление. При вдыхании парфюма именно они ощущаются в первыми. Это самые нестойкие ароматы. Они улетучиваются очень быстро, через 10-20 минут.
Средние ноты, как правило, цветочные (иланг-иланг, роза, жасмин, лаванда, мускатный шалфей, тубероза, мимоза, нарцисс и др.). Именно они формируют направленность и окраску аромата.
Базовые нижние ноты раскрываются очень медленно, они очень насыщенные, стойкие и глубокие. К ним можно отнести ваниль, ирис, корень фиалки, пряные и древесные ароматы, амбру, мускус, бензойную смолу и др.
Поэтому, при покупки нового аромата необходимо сделать пробу на коже и оставить на несколько часов.
АККОРД.
Аккорд – это понятие, заимственное парфюмерами из области музыки. Если нажать одновременно несколько нот, то в результате мы слышим единое звучание — аккорд. Аккорды могут быть очень красивыми, гармоничными и приятными на слух. Они могут быть мажорными и минорными, тихими и громкими. Так же и с ароматами. Если совместить несколько различных ароматов, то получиться нечто новое. Если ноты находятся в балансе, то вы слышите прекрасный аромат, а если нет, то это какофония (неблагозвучие). Пример гармоничного аккорда: Бергамот, лимон, роза, иланг-иланг, жасмин, гваяковое дерево, ирис, ваниль.
Аккорды, как правило состоят из нескольких нот. Например, 5 или 7 или более нот. Они переплетаются друг с другом и создают основу, на которой базируется дальнейшая работа парфюмера. Он добавляет в основной аккорд мизерные количества компонентов. Так же как композитор оранжирует основную тему, добавляя новыми инструментальными партиями. Парфюмеры используют аккорды, созданные ранее другими дизайнерами, чтобы на их основе получить совершенно отличные по звучанию композиции путем добавления новых или необычных и не использовавшихся ранее ингредиентов. Открытие новых аккордов продолжается по сей день.
Примеры аккордов:
Амбровый аккорд (Ambre accord):Помимо амбровых нот, в его состав может входить ванильные, коричные, остро-пряные; сухие оттенки фруктовых запахов. Вместе с бальзамическими нотами: бензоин, толу-бальзам, лабданум.
Амбреиновый аккорд (Ambrein accord):Бергамот, ваниль или ванилин, кумарин и цибетин (пахучий секрет, вырабатываемый железами виверры или циветты. (Виверра, циветта — род хищных млекопитающих в Юго-Вост. Азии) составляют амбрейновый аккорд, вместе с бальзамическими нотами, такими как: бензоин, опопонакс, толу-бальзам, лабданум. Лучше всего сочетается с древесными и розовыми нотами.
Шипровый аккорд (Chypre):Это гармоничная свежесть бергамота и дубового мха.
Хорошо комбинируется о всеми видами роз и жасмином. База содержит, пачули, кедр и лабданум.
Фужеровый (Fougere): Фужере — (Папортник) присутствует лаванда, пачули, дубовый мох и кумарин, бобы тонка и сенный абсолют. Как правило Фужерный аккорд используют для создания мужского парфюма.
Мелиссовый аккорд (Mellis accord): Он включает в себя душистое вещество бензил-салицилат, эвгенол с пачули, гидроксицитронеллол, специи, древесные ноты и кумарин вместе с бальзамическими нотами.
АБСОЛЮ (АБСОЛЮТ)
Абсолют, в отличие от эфирного масла обладает очень высокой концентрацией и интенсивностью аромата. Если абсолю вдохнуть непосредственно из флакона, то можно ощутить крайне приторный запах, который может вызвать отвращение. Поэтому абсолю в парфюмерии применяется в разбавленном виде.
Абсолю производят при помощи экстракции растворителями, посредством дистилляции паром.
ФЛАНКЕР.
Фланкер – это аромат, произведенный по Известному аналогу с некоторыми изменениями. В отличие от подлинного в фланкере может быть изменена концентрация некоторых компонентов, или может быть изменена формула парфюма: добавлены или изъяты компоненты.
Иногда фланкер имеет более красивую окраску, в отличие от оригинала.
АЛЬДЕГИДЫ.
Альдегиды – это синтетические душистые вещества. Их используют для придания структуры и объема аромату. Альдегиды позволяют сгладить, погасить и объединить солирующие ноты в единое звучание, где нет «выпячивания» определенного аромата, а все звучит как полифония. Душистые вещества не позволяют «кричать и заявлять о себе» в общем хоре композиции.
НОРМЫ.
Производители ароматических веществ рекомендуют парфюмерам определенные концентрации различных нот. Так были установлены Нормы по ароматическим веществам. Превышающая доза (Сверхдоза) – это техника, которая заключается в использовании большего количества ароматического вещества от рекомендуемого, соблюдая при этом предельную норму.
Если парфюмер допускает ошибку, при создании аромата, в результате может получиться нечто новое, более яркое и изысканное.
ШЛЕЙФ.
Шлейф – это след, оставленный ароматом. Это нечто, едва уловимое, ускользающее и воздушное. Существование «правильного» шлейфа говорит о качестве парфюма. Идеально, если шлейф держится достаточно долго на коже, около четырех часов.
ГРУППЫ АРОМАТОВ (Направаление).
Ароматы подразделяются на следующие группы: цветочные, восточные, древесные, амбровые, кожные и шипровые.
ОДОРАТИКА (Одоранты)
Понятие, не имеющее ничего с парфюмерией, а скорее к криминалистике, медицине и психологии. Одора́нты (от латинского odor — «запах») — вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему предупреждающего опасность запаха. В высоких концентрациях все одоранты ядовиты, но для придания запаха опасным, не имеющим запаха газам, одоранты добавляют в них в столь незначительных концентрациях, что не представляют угрозу здоровью. Наиболее часто используемые одоранты — серосодержащие органические соединения, обладающее резким неприятным запахом.